zwelik1 (zwelik1) wrote,
zwelik1
zwelik1

Categories:

Красить натуральными красителями

О душе цвета.  Зачем нужно КРАСИТЬ вместе с детьми
Материалы по теме ЦВЕТ и ДЕТИ здесь
Ркуомендую фильм о цвете - как его видетьи понимать не абстрактно ( Учение о цвете Гёте )

https://www.youtube.com/watch?v=Ds0LhOK2rRk&feature=youtu.be&fbclid=IwAR2X2Yv7GAhEaLoEmcUWOEcjLSUgez6cq6ElMRdnpIGlpVTrWsNUyG-iBZ0

(нашел только по-английски. Если найдете на русском - напишите, пожалуйста! )
Я часто рассказываю на занятиях по живописи для родителей что ребенку надо пережить чистую, непосредственную жизнь цвета, не связанную  формами и изображением предметов.
    Детям нужно прежде всякого "вырисования кистью" просто вжиться в цвет, побыть с ним, созерцательно - сжиться, как со своими руками и ногами. Как с мамой, с другими людьми, с воздухом, водой, светом, теплом. Как с мировой стихией.  - Даже если они начинают поначалу рисовать кистью линии и формы, но если рядом не стоят взрослые которые все время вымогают ЧТО ты нарисовал - дети постепенно начинают просто наслаждаться цветом, расширяя цыетовое пятно, как бы вбирая его своим восприятием, как атмосферу, как стихию.
Это - не призыв отдаться модному современному варварству - мазаться и пачкаться цветом, лепить "цветные ладошки" на стенах и прочее.  Если лупить палкой по колоколу, музыки не выйдет. Цвет, превращенный в дешевую потеху, выставленный на "позорище" не открывает своих тайн.
 Что делать, часто спрашивают меня после занятий, если  ребенка уже "подсадили" на коробку красок с кучей цветов, и он приучен средой,  что цветом надо обязательно что-то изображать? Ведь цвет, скованный в форме, пришпиленный к  предмету, подобен кусочку неба в окошке тюрьмы - не переживается во всей его полноте, дыхании, нюансах....
Как вернуть ребенку способность непосредственного восприятия цвета? Он же потребует то, к чему привык, и не захочет раскрашивать мокрый лист одним-двум цветами,,
как вы предлагаете! (см. об этом видео здесь: часть 1, часть 2, часть 3

КРАСЬТЕ!   Не малюйте формы, а КРАСЬТЕ, просто играйте в цвет, купайте в нем свой взор, переливайтесь с ним вместе, плывите в нем!


Красьте -  КРАСИВО - тряпочки, шарфики, платочки.
Сделайте тряпочки- флажочки, повесьте их трепетать на свету, на ветру у окна...

Покрасьте бумагу и сверните в фонарик, в абажурчик, пусть внутри горит свет.





Покрасьте тряпочки в разный цвет - и завяжите потом узелком с угла - вот вам и куколки, каждая со своим характером - (это уже для тех кто повзрослее).

Чем хороши натуральные красители?  - Тем, что они дают богатый спектр переходов в одном цвете, разворачивают одну краску до целого космоса гармоничных оттенков - от воздушных, как заря, прозрачных тонов - до земных, насыщенных, и позволяют увидеть  вариации цвета (его "родственников", "братьев и сестер по радуге" .

   В статье, которая помещена дальше - пример с той же куркумой, которая меняется
до неузнаваемости, казалось бы, при встрече с мылом и намачивании.
Но тем лучше это показывает единство мира, его вариации, метаморфозы одного в другое! -
  В отличие от натуральных, синтетические краски, или же плотные, кроющие по своему предназначению, по ГОСТУ призваны держать константность цвета, и при
тонком, и при толстом слое, это требование промышленности.
Они - как синусоидальный звуковой сигнал: никаких гармоник, обертонов - тупой писк на одной ноте. Никакой музыки.
     А вот натуральные краски - гуляют по широкой гамме спектра, от прозрачности до густоты, от холодноватых оттенков - к теплым - при одном и том же красителе. Вспомните, как по разному выглядит земляничное варенье на дне банки: на просвет, против света -  ало-янтарное. Но стоит переместить его  в тень - и уже лиловатое! (Если забыли, как выглядит варенье - посмотрите ! :-)  )

Один цвет в натурвльных красителях выступает, как  музыкальная тема с вариациями, гармониками, обертонами  И при взгляде всегда можно насладиться их дыханием, (концентрация- растворение тона, на свету - в тени) их гармоничными переливами. Из коробки с десятком цветов получается грязь, а здесь - естественная гармония и гамма оттенков. -
О том, как играет цвет свет и тьма - прекрасный фильм, http://www.youtube.com/watch?v=MmhSXTMTtJM, и еще один - о цветных тенях http://www.youtube.com/watch?v=lMzK_oG3Mk4
Стоит посмотреть даже на английском, без перевода многое понятно. (У нас же английский с детьми учат чуть ли не с рождения :-), так уж родители точно его знают? )


Звук колокола отличается богатством обертонов - и потому волшебно красив, насыщает душу, в отличие от"пик-пик" электронного синусоидального звука - так же натуральные цвета дают дышать душе, расширяют ее диапазон.
КРАСЬТЕ! ВДОХНИТЕ  ПЕРЕЛИВЫ ЦВЕТА - и дети позже полюбят ловить их в тонком разноцветье трав, цветов, зари... Но сначала они должны пережить это по-детски - руками, глазами, ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, сейчас и здесь. И тогда, взрослея, и раскрываясь к широкому миру, они увидят их и в отдалении неба… Океан начинается для них с капли воды на щеке… А начало вселенной для них - здесь, в чашке, на столе, дома, с мамой, братом, сестрой... Малое несет для них праобраз великого. Не в далях мира, а в тепле и радости совместной игры в цвет становятся художникам. В эпоху Возрождения в Италии, например, ученик начинал с того, что растирал краски в чашке для работы мастера. Знаете, сколько было в это аремя художников? Один список выдающихся не помещается на двух страницах... Кто был в Италии, тот знает - разрисовано было буквально все! - Художник вылуплялся из яйца -чашки с растираемой краской: глядя в нее, он напитывался душой цвета, которая раскрывала ему глаза на мир.

Как ребенок играет в детстве, так он будет мыслить во взрослом возрасте - эти слова Рудольфа Штейнера уже подтвердились и  в моей жизни многократно.
Не в мазне химозными кислотными цветами на   "детских праздниках", (прямо скажем - часто психиатрически сомнительных) а в нежных тихих переливах, в тонкости, в нежности, а не бьющем по глазам и нервам крике синтетики душа начинает прислушиваться и наполняться ЛЮБОВЬЮ к миру.
Ниже я помещаю статью, которая поможет тем, кто хочет глубоко пережить цвет, заняться им  для себя и с детьми.
http://m.vk.com/wall-36252950_637. автор - Александра Мельникова. Ссылка на первоисточник присутствует!
(Клуб - http://m.vk.com/club36252950)


ЧЕМ ПОКРАСИТЬ ТКАНЬ вместе с ребенком?  безопасные эко-красители.


Вариантов растительных экологичных натуральных красителей множество. Я использовала луковую шелуху, черный чай, каркадэ, шафран, чернику, ежевику, черноплодную рябину, куркуму. В интернете можно найти готовые растительные красители в порошке. Ткань для покраски нужна 100% натуральная (хлопок, лен, шерсть, шелк). Разная по составу ткань в одном и том же красителе будет окрашиваться в разные оттенки.

Чтобы краситель закрепился на ткани, лучше использовать во второй стадии варки обычную пищевую соль или натуральный уксус (я использую яблочный). Они дают не очень стойкое закрепление на ткани, но это наиболее безопасный экологичный вариант для покраски ткани вместе с ребенком. Еще если знаете, что покрашенная ткань не будет стираться (или будет, но редко) и вы хотите цвет поярче, то можно не прополаскивать ткань после окраски перед просушиванием, так как с водой смывается часть краски. И еще фишка: для более яркого цвета можно оставить в остывающей кастрюле на ночь.
Куда использовать покрашенную ткань? Это могут быть лоскуты для игры, ткань для столика времен года, ткань для изготовления кукол, банданы, футболки. Ребенку очень интересен процесс окраски на всех стадиях от начала и до конца: наливание воды, завязывание ниток, разрезание, прополаскивание и т.п.
Ткань окрашенная таким способом не любит долгого солнечного света, со временем становится светлее. Стирать ткань нужно обязательно вручную в холодной воде. Не стоит пугаться изменений цвета в процессе стирки. Например, покрашенная куркумой ткань в местах, где попадает мыло становится ржавого цвета, но после полоскания она возвращает

первоначальный цвет.

Черный чай

Каркадэ

Черноплодная рябина

Ежевика

Луковые перья

Чай+шафран

Куркума
Еще раз - с благодарностью автору статьи о КРАШЕНИИ НАТУРАЛЬНЫМИ КРАСИТЕЛЯМИ

Tags: Вальдорфская педагогика, Живопись с детьми, Педагогика, Раннее развитие, Рисование с маленькими детьми, Рисуем со взрослыми с нуля, Семейное обучение, Семинары, арттерапия, вальдорфская педагогика, живопись семинары Вальдорфская пеагогика, семинар живопись терапия, терапия, художественная терапия
Subscribe

Posts from This Journal “Живопись с детьми” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments