9 vrata

Иллюстрации братьев Траугот к "Фаусту" Гете

Гете И.В. Фауст в 2 т. / Иллюстрации Г.А.В. Траугот. Перевод Н.А. Холодковского. Статья А.Г. Бент. Комментарии М.И. Бента. - СПб.: Вита Нова, 2014. - 2014.



Трагедия И.В. Гёте (1749-1832) «Фауст» занимает особое место в мировой культуре. Легенда об ученом докторе, заложившем Мефистофелю душу в обмен на его обещание посвя­тить в секреты мироздания, показать бездны рая и ада, обогатить новым знанием, давно вол­новала людское воображение. Гений Гёте сумел возвести Фауста в символ всего человечества, жадно ищущего истину и устремленного вперед. Поиски смысла бытия, извечное желание человека проникнуть в тайну устройства Вселенной, противоборство созерцательного и деятельного отношения к жизни поднимаются здесь до вопроса о возможностях человеческого разума и нравственных границах дозволенного.



Данное издание представлено в переводе Николая Холодковского, удостоенного за него в 1917 году премии им. А. С. Пушкина Академии наук. Издание сопровождается обстоя­тельными комментариями и статьей известного германиста Марка Бента, биографической статьей о Холодковском, специально подготовленной Алевтиной Бент по заказу издательства «Вита Нова». В издании впервые воспроизводятся иллюстрации Г. А. В. Траугот, над которыми художники работали более десяти лет.Collapse )

  • gestia

Оборотная сторона раннего развития

Сегодня, как и 15 лет назад прогрессивные мамы озабочены тем, что ребенка надо развивать прямо таки с рождения. А как же! Ведь "после трех уже поздно". К услугам мам методики Глена Домана, Лены Даниловой (на основе того же Домана, дополненная и адаптированная к российским реалиям), Сессиль Лупан, Масару Ибука (по большому счету вариации того же Домана), Марии Монтессори, Тюленева и Сузуки, система Никитиных, методический материал Кюизенера, Денеша, Воскобовича, Чаплыгина, школа 7 гномов... Думаю, хватит для начала :) И это только то, что я вспомнила, уверена, что подвизаются на поприще раннего развития гораздо больше педагогов, психологов, просто талантливых людей, которым есть, что передать детям.
Современная жизнь подливает масла в огонь, не отставая в своих требованиях. На моей памяти 3-х летний малыш должен был проходить собеседование, чтобы попасть в элитный детский сад, а собеседования при приеме на курсы подготовки к школе - сплошь и рядом. При этом ребенку уже предъявляется ряд требований, что он должен уметь делать.
Вот и боятся родители отстать от этого темпа. И начинается - не успел человек родиться, как 10 раз в день карточки с кружочками, 5 раз - занятия по программе развития интеллекта, столько же - физические упражнения, сон и сеансы ползания в треке, по дому развешаны карточки со словами, а еще нужно послушать за день несколько музыкальных отрывков и текстов на иностранных языках, позаниматься развитием памяти, зрительного восприятия, тактильных ощущений...
Думаете, я утрирую? Ничего подобного! Жизнь моих старших детей протекала именно по такому графику с самого рождения. Как и жизнь еще 52-х детишек друзей и знакомых единомышленников, увлеченных в то время ранним развитием.
Математика, чтение, развитие интеллекта, музыка, рисование, иностранные языки, физкультура, развивающие игры всех сортов - вот что наполняло их детскую жизнь. Времени на "ничегонеделание" просто не было. Если дети просто играли, то взрослые следили, чтобы игра все равно охватывала зону ближайшего развития и тем самым развивала ребенка. На прогулке - занятия по окружающему миру. Кубики Зайцева и штанги Монтессори моя средняя дочь до сих пор вспоминает с ностальгией (как прикольно было первые грызть и вторыми драться :)).
Дополняли картину ранняя социализация и общая развивающая среда (привет монтессори-классам и вальдорфской педагогике, про нее тоже не забыли).
К началу школьного возраста мы все были более, чем довольны результатами: общительные, не по годам физически и интеллектуально развитые, рассудительные, начитанные (а как же, читали все самое позднее с 2х лет), самостоятельные, отлично социализированные, с огромным кругозором дети - о чем еще могут мечтать родители? Такими детьми так удобно и приятно хвастаться :)
Никаких отрицательных последствий интенсивного раннего развития мы не видели, наоборот, одни плюсы.
А потом у всех начались школы. И школы были уже разные.
Должна заметить, что не знаю, каков был бы результат эксперимента, останься кто-то из этих детей на домашнем обучение, так как все то поколение, рожденное в 97-2000-х годах, пошло в школы.
Трудности начались с первых классов. Нашим детям попросту было скучно даже в самых продвинутых гимназиях. С одной стороны, они очень многое знали и по многим вопросам гораздо больше, чем предполагала программа. С другой, знания эти характеризовались негибкостью, частичной систематичностью и по отдельным предметам обнаруживались большие дырки, которые не позволяли перепрыгнуть через класс. Ликвидировать пробелы теми же скоростными темпами не получалось, так как желание учиться, познавать новое, искать и добывать знания отсутствовали у этих детей напрочь.
Страшная часть айсберга раннего развития всплыла наружу - эти дети не хотели и не любили учиться! Они привыкли, что новые знания преподносятся им на блюдечке готовыми, загодя, задолго до того, как у них в сознании сформируется запрос на новую информацию. Они не понимали, а зачем нужно еще и еще что-то узнавать, так как сам процесс их уже за 6-7 лет предыдущей жизни изрядно присытил. Мотивация на обучение отсутствовала как факт.
У кого-то родители схватились за голову и успели вернуть радость познания, к кому-то нашли подход учителя, а кто-то в этом вяло текущем состоянии так и проковылял до почти конца школы (самые старшие сейчас в 11-м классе).
В подростковом возрасте у всех обнаружились и еще ряд проблем, а так как все эти проблемы оказались общими (мы, родители, периодически до сих пор общаемся друг с другом, многие так и работают водной организации, так что информацией обмениваемся), то с определенной долей уверенности можно сказать, что корни этих проблем лежат там же, в раннем детстве, которое целиком было посвящено "развивашкам".
У всех детей очень лабильная самооценка, при этом она скачет от резко заниженной до неадекватно завышенной, но никогда не бывает адекватной.
Почти никто из них не умеет крепко и по-настоящему дружить, хотя поверхностно общаются в коллективе все очень легко. Ни у кого нет "лучшего друга".
Для всех характерна сильная ориентация на сверстников и потеря привязанности с родителями (так ей, привязанностью этой никто и не занимался, как-то не до этого было).
Им очень сложно с профессиональной ориентацией и поиском своего пути в жизни - ничто не привлекает, все уже заранее кажется скучным и неинтересным.
Среди них очень мало творческих людей и практически нет исследователей по натуре, кого бы можно было назвать искателем, экспериментатором.
Зачем я все это пишу?
Оказалось, что за почти 16 лет, прошедших с рождения моего старшего сына, ничего не изменилось. Родители так же гонятся за ранним развитием. Хвастаются успехами своих 3-х, 4-х, 6-ти летних детей... Часто я слышу на мамских форумах от родителей дошколят "мы ходим в садик на целый день и с привязанностью все в порядке"...
А меня так и подзуживает спросить, а каким эти мамы хотят видеть своего ребенка в подростковом возрасте? И готовы ли они в этот сложный период столкнуться с оборотной стороной раннего развития?
Большинство из развивающих методик для малышей не развивают креативные способности, не стимулируют творчество, не учат учиться, не прививают любовь к познанию, вообще не учат осознавать, что вот он, этот познавательный интерес у меня появился и мне надо удовлетворить эту потребность познания нового.
Также большинство обучающих методик учат решать задачу в специально организованной среде, никак не обучая переносу навыка в реальную жизнь. Если Ваш ребенок лихо шнурует рамку монтессори и на соседней так же быстро застегивает пуговицы, это совсем не значит, что завтра он так же лихо будет управляться со своей рубашкой и шуровкой ботинок.
Все методики Домана - обычное натаскивание, предполагающее переход количества в качество, который не всегда происходит.
Кубики Зайцева отлично учат читать, но за скобками у большинства педагогов, а значит, и детей остается смысл прочитанного и осознание душевных переживаний героев (а этому тоже надо учить - сопереживать, сочувствовать, вырабатывать свое отношение к добрым и злым, видеть неоднозначность мира...)
И так можно продолжать бесконечно. Нет ни одной методики, которая бы развивала привязанность, сердечные отношения, любознательность, спонтанное творчество, жажду познания, стойкость при столкновения с трудностями на этом пути... Лишь только память, внимание, мышление, скорость мыслительных операций, силу мышц, зрительное, слуховое, тактильное восприятие...
А кому что важнее, каждый родитель сам выбирает для себя... и своих детей.

P.S. Сейчас у нас растет младший, ему 6 месяцев. Мы с ним тоже занимаемся отдельными упражнениями из самых разных методик, но только когда и у него, и у меня есть настроение, нам обоим нечего делать и нет настроения заняться чем-нибудь более полезным, например, поесть грудного молока или поспать вместе :), т.е. исключительно ради моего развлечения и не капли не систематически.

Александр

ПОТЕРЯННОЕ ДЕТСТВО

http://samopoznanie.ru/articles/poteryannoe_detstvo/
ПОТЕРЯННОЕ ДЕТСТВО

Среди современных родителей очень модно учить ребёнка считать, читать, рисовать или играть на рояле раньше, чем ходить. Школы и центры раннего развития, творческие студии, частные детские сады с инновационными образовательными программами. Появились даже "дородовые" системы образования. Полки детских магазинов ломятся от огромного количества самых разных развивающих пособий и приспособлений. Детские сайты пестрят рекламными слоганами, типа "супер-ребёнок", "маленький гений", "ранний старт", "интеллектуал — с пелёнок" и т.д. и т.п. Следуя этой моде, молодые родители стремятся приобрести для своих детей не только последние модели колясок и кроваток, но и продвинутые методики для их развития. Как, у вас дома нет развивающих карточек Гленна Домана?! Ну, какие же вы непродвинутые — совсем не занимаетесь своим ребёнком!

    Конечно, любой родитель желает и хочет, чтобы его ребёнок был самым-самым — и умненьким, и развитым не по годам. Но при этом многие в погоне за таким ранним развитием забывают про самого ребёнка. Зачем в полтора года ребёнку уметь читать? Нужно ли самому ребёнку в год знать цвета? Ребёнку или всё же маме? Ведь она в таком случае может похвастаться достижениями ребёнка перед другими мамочками. И для того, чтобы она не краснела за своё дитя, ребёнка в год, а иногда и раньше, тащат в школу раннего развития, даже если ребёнок сопротивляется всеми силами. Так ведь модно же! Можно потом с чувством исполненного долга перед подружками сказать,

Collapse )
Александр

Право ребенка на игру

Оригинал взят у pfingsten в Я к таким же выводам пришла, основываясь на опыте воспитания собственного ребёнка:)
1 февраля 2013 г. ООН приняла дополнения к Декларации прав ребёнка, связанные с правом ребёнка на игру.
В последнее время во всём мире разворачивается общественное движение в защиту детской игры.  Одно из свидетельств этого процесса – создание Международной ассоциация игры  (IPA – International Play Association). Целью этой ассоциации является  поддержание ценности детской игры и создание благоприятных условий, обеспечивающих право каждого ребёнка на игру.
IPA  также ставит своей задачей  консолидацию усилий специалистов для  исследования состояния детской игры в разных странах мира.

IPA провела масштабное исследование игры в разных частях света в результате,  которого были выявлены  следующие тревожные тенденции, касающиеся  детства и детской  игры:
- Безразличие общества к теме игры и непонимание ее важности; правительства всех стран мира не понимают природу игры и  не учитывают  ее значение для здоровья и благосостояния ребенка
- Приоритет образовательных достижений и обучающих занятий, акцент на научных  знаниях  всё более вытесняют игру из жизни школы и дошкольных   учреждений
- Дух нездоровой соревновательности,  успеха и “победы любой ценой”, который царит  на различных детских  соревнованиях и состязаниях
- Сворачивание культурных традиций,  маркетизация и коммерциализация детства
- Отсутствие или недоступность образовательных программ, направленных на повышение родительской и педагогической компетентности.
Перечисленные тенденции находятся в явном противоречии с правами ребёнка, заявленными в статье 31 Декларации о правах ребёнка.  Эта статья  утверждает право ребёнка  «   … участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством». Однако в данной редакции статьи  игра фигурирует  как одна из форм участия в культурной жизни, наряду с отдыхом, досугом, развлечениями и пр.  При этом специфика игры и её ключевая роль в развитии ребёнка в данной формулировке не акцентируется.
В этой связи в мае 2008 Международная Ассоциация Игры направила в Комитет по Правам Ребенка ООН предложение  о пересмотре Общего Комментария к статье 31 ООН Конвенции о Правах Ребенка.  Предложенное дополнение  должно способствовать  общему для разных стран  пониманию сущности игры и  выработке единой стратегии мероприятий по обеспечению прав ребёнка на игру.   Дополнение содержит развернутое определение игры и предложения по реализации мер для её поддержки.
В этом дополнении игра рассматривается как способ понимания жизни и главная форма активности ребёнка. Потребность в игре является не дополнительной, а жизненно важной для ребенка, наряду с базисными потребностями в питании, здоровье, защите, обучении.  Игра определяется как добровольная,  спонтанная, свободная детская деятельность,  приносящая радость, новый опыт, переживания; как специфический способ существования человека в культуре.

Дополнения содержат предложения по реализации права на игру.Эти меры предусматривают:
- Включение игры в общественные программы поддержки психического и физического здоровья детей
- Создание условий для  игры и  игровых сред во всех учреждениях, где присутствуют дети,  включая больницы, поликлиники, предприятия торговли  и другие социальные учреждения.
- Обеспечение базовых условий  для здорового образа жизни детей и их развития, а именно предоставление места и времени для свободной детской активности как на улице, так и в помещении.
В образовательных учреждениях необходимо:
- Обеспечить возможности для инициативы, общения, проявления творчества  в  игре
- Разработать и осуществить программу исследования  значения игры для детского развития в разных возрастах;  разработать  методы развития и поддержки  игры  и включить их в обучение педагогов,  волонтеров и  всех специалистов, работающих с детьми
- Усилить поддержку игры в начальной школе для  повышения мотивации и эффективности обучения
В семейной и общественной жизни:
- Игра должна быть включена в жизнь семьи как интегрирующая часть социальной среды  и  как форма заботы взрослых о детях
- Любая инициатива, способствующая  позитивным отношениям между детьми и родителями, должна быть всячески поддержана государством
- Игра должна быть включена в систему мер по интеграции детей с особыми нуждами в общество
- Для детей должна быть создана безопасная  игровая среда, которая защищает их от любого рода насилия (сексуального, физического, похищений и пр.)
Для создания условий для детской игры необходимо:
- Обеспечить специальное место,  время и оборудование  для игры с участием квалифицированных специалистов;  создавать для всех желающих взрослых  программы поддержки игры, позволяющие детям  свободно и творчески играть и  получать  удовольствия от игры
- Обеспечить возможности игрового взаимодействия между детьми разных возрастов,  социальных  страт,  разных национальностей,  физических и интеллектуальных возможностей
- Способствовать сохранению и распространению традиционных фольклорных игр
- Остановить коммерческое использование детской игры, предотвратить выпуск и продажу игр и игрушек,  провоцирующих насилие, агрессию,   разрушительные действия
- Поддерживать включение спортивных коллективных игр, подвижных игр с правилами  на всех возрастных этапах развития
- Обеспечивать всех детей,  включая детей с  особыми нуждами,  адекватными игрушками, игровыми  материалами и другими условиями для игры через общественные акции и программы, такие как  дошкольные игровые группы, игротеки, игровые автобусы, площадки приключений и др.
Планирование  инфраструктуры населенных пунктов должно осуществляться с учётом потребностей детей. Нужды детей должны быть приоритетными  при  планировании пространства жизни людей
- Дети и молодежь могут участвовать в обсуждении и принятии решений,  связанных с их непосредственным окружением
- При планировании новых построек и  реконструкции имеющихся необходимо учитывать физические возможности и психологические особенности  детей разных возрастов.  Для этого важно:
* Распространять  имеющиеся знания о роли игры,  о методах её поддержки среди специалистов  и политических  деятелей.
* Выступать против постройки высотного жилья («точечных застроек») и  по возможности нивелировать неблагоприятное воздействие городской среды  на детей и семью.
* Создавать условия  для беспрепятственного передвижения детей в социальном пространстве, обеспечить  безопасный доступ к различным  сооружениям, паркам и площадкам.
* Сохранять соответствующее пространство для игры и отдыха согласно установленным законом требований.
После включения ООН данных дополнений в  Декларацию о  Правах Ребенка, которое состоялось 1 февраля 2013 года Право Ребенка на Игру признаётся приоритетным и отныне отражено в Соглашении по Правам Ребенка.
Александр

"От синархии к Шамбале: роль политического оккультизма и социального мессианства в деятельности Ник

Статья немецкого исследователя Маркуса Остерридера

От синархии к Шамбале: роль политического оккультизма и социального мессианства в деятельности Николая Рериха
http://mirznaet.ru/article/667/23-09-2013_statya-nemetskogo-issledovatelya-markusa-osterridera-ot-sinarkhii-k-shambale-rol-politicheskogo-okkultizma-i-sotsialnogo-messianstva-v-deyatelnosti-nikolaya-rerikha

Александр

Настоящая сказка - что это такое?

НАСТОЯЩАЯ СКАЗКА
Что такое настоящая сказка? Это просто выдуманная кем-то фантастическая история? Или поучительный рассказ, замаскированный под небылицу? Но мы знаем: есть сказки, которые чувствуешь настоящими сказками, а есть так... придумки-выдумки. Небылицы в лицах, как говорила моя бабушка. Что же их отличает? И какие истории запоминаются нам, что хочется рассказывать детям - и о чем они сами нас просят рассказать?
Чего хотят от наших сказок дети? Вернее - к чему они прислушиваются в сказке - что делает сказку сказкой, ВОЛШЕБСТВОМ, что есть субстанция, таинство сказки, без чего она теряет свою силу? Просто то, что она рассказывает о чем-то, чего не купишь в магазине и не увидишь на улице? Захватывающим сюжетом -  чем все кончится? Или что-то другое важно?
 Оказывается, это все есть, но главное - что настоящая сказка что-то делает с нами,  помимо нашего ума, сантиментов, моральных поучений и рассудка.  Начинаешь чувствовать, как душа освобождается от старой кожи, выходя из нее обновленной…
(Весна, Маугли, весна… Это когда ссбрасываешшь старую кожжу… Это волшебное чувссство… - сказал питон КА…)
 Как точнее обрисовать, что же делает сказку - сказкой, а не просто калейдоскопом образов, вымышленным сюжетом? Для этого придется поворошить свои детские воспоминания, или прислушаться, о чем говорят дети...
-------------------
НАСТОЯЩАЯ СКАЗКА НИЧЕМУ НЕ УЧИТ.                             
Сказка - это не пестрая картинка, а непосредственный опыт присутствия в высшем мире, в большей полноте бытия.
Истинная сказка  подобна пище. Она не учит чему-то, а дает душе состояние присутствия в другой реальности.
Причастившись ей, душа взрастает до видения высшего, как однажды увидевший в пятнах краски картину, уже видит не краску, а образ, через нее явленный.
Как же так, почему же сказка не учит? Ведь, как известно, «Сказка- ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок»?  Здесь Александр Сергеевич пошутил. Слукавил маленько.
Ибо сказка не учит  морали, это дело басен. Настоящая сказка - а таких немного, да и люди перестали отличать их - настоящая сказка  НИЧЕМУ НЕ УЧИТ. В ней - в настоящей сказке  никакой ПОЛЬЗЫ нет.  Потому что она находится ВНЕ мерила пользы, как высоту нельзя померить в килограммах, не значит, что понятие высоты отменяется.
Оно отменяется только для тех, кто не ведает ничего о высоте, а живет, меряя все килограммами, не в силах оторвать от них взора.
    Я говорю ужасные вещи! Но ведь «Добрым молодцам урок!» знаем мы с детства! - «В образной, доступной сознанию ребенка форме, сказка показывает, что добро побеждает  зло, что быть добрым - это хорошо, а злым и жадным - плохо. Этому учит нас народная сказка» - повествует  учебник.
  Но подождите!  Я поясню, что имеется в виду, когда  говорю - ИСТИНАЯ СКАЗКА НИЧЕМУ НЕ УЧИТ,  не ищите в ней ПОЛЬЗЫ...  Это ведь совсем не значит, что из сказки нельзя сделать поучения, - так же, как из хлеба можно  наделать шариков… Но для того ли «хлеб наш насущный» дан нам на сей день?..
   Она, как  молитва, не на поучение, не на расширение набора  знаний, не на мораль, не на выводы ума - не на то  направлена. Не для того создана, не имеет цели учить посредством ума.
 Она  просто напрямую выводит нас из нашего константного состояния,  помещая в другой мир, в другую среду, с другими законами. ( Ум здесь может быть только помехой, когда онт начинает цепляться за привычные понятия - постой, как же волк говорил с Красной Шапочкой? )
 То же самое с нами происходит, только на уровне тела, когда мы входим в воду, или всходим на гору, или приезжаем в другую, совершенно иную по обычаям страну. Привычные значения вещей теряются. Поэтому в начале всегда идет присказка, выбивающая почву из-под ног привычного рассудка; «Было то давным-давно… За тридевять земель, в тридся царстве… В некотором царстве, некотором государстве…Или : «было то, или не было…» Или более того: «Когда я был юнцом, качал в колыбели мать с отцом…»  Или какой-то стих, уводящий от привычного: «На море-Океане, на острове Буяне, стоит дуб могучий… А на том дубу…»..и т.д. , и вот сознание уже оторвалось от привычной рассудочной почвы, воспарило над всеми привязками повседневности.
    Мы приуготовлены присказкой - вступить в другой, сказочный мир. Сказка направлена не на то, чтобы мы усовершенствовали и усложняли свое понимание ЭТОГО, предметного мира, не на накопление еще каких-то знаний, а на изменение конституции  организма души. Душа меняется - и ей раскрываются  новые области мира. Не посредством сообщения новых сведений, новой «информации» - ибо все это нас не меняет, а только обременяет, как набитый непереваренной пищей желудок. А посредством изменения нас самих, раскрытия исподволь, очень медленно в нас - нового взгляда, иного зрения…
 Вам  рассказывают в образном виде об ощущениях полета, с такой силой, что благодаря этому у вас появляются крылья!.. То же  самое происходит с душой, слушающей НАСТОЯЩИЕ сказки - она начинает жить в другом мире, постепенно пронизываясь законами его устройства, его языком, как бы некоей координатной  сеткой , неким силовым полем распределения его  иной логики.
Но это не просто «иной», выдуманный и уводящий в дебри нереальности фантазии  мир. Это - БОЛЕЕ ШИРОКИЙ МИР,  узким срезом,, маленьким частным случаем , является то видение, которое мы называем  «реальностью».  «Реальность» не отменяется этим, являясь лишь частным случаем, так же, как евклидова геометрия является частным случаем геометрии Лобачевского - более широкого видения геометрии.
  Сказка дает именно непосредственное присутствие, нахождение, само бытие  в более широком мире, нежели мир обыденный, профанный, евклидовский.  Точнее было бы сказать: мы не просто присутствуем в более широком бытии, в высшем, но
в истиной сказке мы даем высшему присутствовать в нас и нас менять.
Истинная сказка не отвлекает от обыденности к иллюзиями,  а вносит в нас нечто большее, чем обыденность, и потому обыденности поначалу представляется иллюзией, что превосходит ее.
   Обыденному сознанию кажется, что оно оказалось в «неправильном мире, ложном употреблении вещей, так не делают, с точки зрения здравого смысла!» То, что кажется «причудами фантазии» выглядит так потому, что меняется оболочка привычных употреблений вещей и слов.
Все явления и предметы  получают ИНОЙ СМЫСЛ - смысл указующих на нечто перстов, и не имеют того смысла,  который им назначает повседневное их предназначение. Так же, как ТРОН не является просто красивым креслом, а УКАЗУЕТ на власть восседающего  на нем монарха, так все явления и предметы в настоящей сказке имеют не предназначение, а  указующее значение.
Мир в сказке,  неизмеримо больше, а главное - ЕГО ЗАКОНЫ ИНЫЕ. Они отличаются так же, как законы пространственной геометрии отличаются от законов плоскости.  Потому-то настоящая сказка и начинается с выведения слушателя с плана обыденности - «Было ли то, или не было…    В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…  Давным- давно…
Или: «когда я был юнцом, качал в колыбели мать с отцом…» -  и вот уже не только пространство, но и сам ход времени  иной, распались привычки причинно-следственного рассмотрения.  Я  уже присутствую при рождении своих родителей, и причина их рождения - мое появление на свет…
Нас сразу  же уводят с плана обыденности, из мира столов и стульев, где подают обед и ездят на машинах.
(Ребята, где мы? Крыша, где ты, ау? - восклицает «здравый смысл», и привычно хватается за слово «вымысел» - «а, это то, чего просто нет»… Ну ладно, детишкам глупым сойдет, они все слушают, зато спокойно сидят…)
 Но сказка разворачивается дальше. И тут  внутренний морализатор,  живущий по законам  «жалко птичку, жалко коровку, и цветочек жалко, и животных надо охранять» - попадая в иной мир, живущий по иному закону сопряжения образов,  где нет ни птичек ни коров на самом-то деле, начинает критиковать его порядки и кроить по своему привычному разумению.  Он хватается за бензопилу.  Он начинает кромсать «дурацкую иную реальность» объясняя ее от пупка, перекраивая и исправляя на свой тупой лад.
Вспоминается мультик по миниатюре Хармса - про корову и маленького лягушонка. Корова спрашивает, что бы ты сделал, если бы был большой коровой?- А лягушонок очень хорошо показывает, что! - «Сначала подкоротил бы ножки! А потом подрезал бы рожки! А потом убрал бы хвост…  И стал бы снова маленьким лягушонком!» - все кошмарные трансформации по ходу с гениальным комизмом  показаны художниками мультика.… Такие же монстры и уроды, но подаваемые всерьез, вымучивают из  сказок: Им начинают «подкорачивать ножки» и «обламывать по политкорректности»  благожелательные спасители детей от ужасов  и садизма, вершимого над бедными животными и людьми «в этих ужасных народных сказках!»
Но  «ужасы» и «уничтожение» там вершится не над  людьми, а над темными СИЛАМИ- супротивниками (супостатами)  человека, ОЛИЦЕТВОРЯЕМЫМИ  злыми колдунами и ведьмами, едящими людей и обращающими их в скотов и в камни. Эти-то СИЛЫ и подлежат изгнанию и бескомпромиссному уничтожению в душе человека, но что для «реалистов  жизни» есть душа? Мы ж ее не видали, на весах не взвесишь… А вдруг ребенок вырастет агрессивным? - И он и вырастает на «приглаженных» сказочках либо инфантильным, либо агрессивным, а чаще - агрессивным инфантилом,  два угодья в нем.)
  Звери ли это, в сказке? Вещи ли это? Вы давно с печкой, со щукой, с медведем разговаривали? С  волком, с козой? - Бытовой рассудок НЕ ЗАМЕЧАЕТ, да и видеть этого не желает! И уж  если в сказке написано «мама-коза», то коза! Животное на 4 ногах. Но речь идет не про козу в деревне, а про МАМУ! Про опекающее и кормящее начало, которая тоже  иногда бывает  ох какая КОЗА …  Да, она ходит за молочком, кормит-поит, предупреждает даже… Но это начало от волка не спасает! [1] От волка приходится все же и своей головой соображать, как спасаться…)
Однако, для плоского рассудка все плоско: сказано «коза» , или «волк» - значит речь идет о животном на 4 ногах… Так, смотрим:  "занесено в Красную книгу, партия Зеленых против..." Пропаганда истребления животных ! Запретить сказку, или переделать!»  - Что сейчас исправно делается повсеместно, а на Западе приняло просто апокалиптические масштабы…
Но не в лес отправляют волка в переделанной сказке!  Тотчас пытаются перекроить сказочное пространство на бытовой лад мирного сожительства зверей в коммунальной квартире, где коза с козлятами благополучно сосуществуют с «перековавшимся» волком, вышедшим «на свободу с чистой совестью»,! А  «медведь - лесной гнет», в Теремке, который «сел поверх, и всех зверей подавил» - принимает участие в коммунистическом субботнике по восстановлению и расширению рухнувшего «теремка», да еще теперь и с предзонником.  Я не случайно намекаю, что  от этих «исправленных» сюжетах разит  «бытовухой» и «блатотой»! Именно по образцу этих сценариев  -  «жизнь с соседом-уголовником»  и «восстановление рухнувшего забора зоны силами заключенных» и построены эти «сказки  с хорошим концом»!
Прислушайтесь к внутреннему ощущению, которое вызывают эти «переделанные в добро» сказки… Если быть совершенно честным перед собой - они вызывают   тонкую ноту тоски, ощущение какого-то «спертого душевного воздуха»… Дурной бесконечностью, маятой и мытарством  отдает то состояние, в котором теперь пребывают их герои. - Уж теперь от волка никуда не деться… И из теремка не уйти, прописали так, что только в петлю... И медведь этот на шее, и давит, давит…
«Да, но я рассказала ПО ВАШЕМУ СОВЕТУ своему ребенку сказку  про теремок так, как вы сказали - что медведь всех раздавил - и он стал плакать, ему было всех жалко!» -
Что же ответить этой маме? - Я ужасный человек, сказал ей: «Вы не про Теремок рассказывали, а про то, как аквапарк в Москве рухнул. Вы, когда рассказывали, переживали сами это так,  как будто находились  в аквапарке, а не в Теремке, что вас давят, а не освобождение всем наступило от горшка, или - черепа, (так в некоторых вариантах сказки, очень даже поняно!) в котором все жили».
 Потому что в Теремок из квартиры не попадешь, через телевизор туда хода нет . Через телевизор попадают в аквапарк, а в Теремок попадают через другую дверцу, а в нее мама не зашла прежде, чем  текст сказки произносить,  ПО МОЕМУ СОВЕТУ - но до конца не исполненному, а вернее - исполненному наизнанку. Побоялись  сперва пойти в Теремок, потому что надо было, и хотелось в аквапарк, это понятно и близко. И хотела убедить себя, что была права, когда рассказывала «с хорошим концом», вот и сделала так - выполнила совет - исподволь- наполовину,  чтобы он не сработал, и можно было утвердиться в своей правоте. Сперва подрезав ножки… - и вот мы снова стали маленьким лягушонком, как прежде - и бульк! - в прежнюю, такую родную, хоть и мутную свою лужу…
   Один и тот же текст, одни и те же слова имеют разный смысл,  смотря где ты  находишься!  Попадешь в разные места. Дело не в том, ЧТО сказано, а КТО и ГДЕ это говорит.
   Вы же прекрасно понимаете, что если стоишь  в комнате лицом к открытой двери, и говоришь «иду прямо», то из комнаты спокойно выйдешь. А если стоишь лицом к стене, а не к двери, то от «иду прямо» - можно себе и лоб разбить, хотя дверь вот, рядом! Но надо  не «прямо» а « к двери» себе сказать! Так и со сказкой: если не чувствуешь, что находишься в ТОЙ РЕАЛЬНОСТИ, где звери разговаривают, сидя в лошадином черепе, то лоб разобьешь обязательно - и себе, и слушателям…
   Мама эта рассказывала из другого места души, не из образного видения волшебного мира, а из бытового предметного рассудка. (Скажи мне, о чем ты думаешь, и я скажу, чем… :-) ) Если внутренне находишься в аквапарке, и рассказываешь про рухнувший теремок - то чувствуешь, что может рухнуть и задавить. Но если сидишь в Теремке, и рассказываешь  даже про рухнувший  огромный дворец, то возникает чувство освобождения от давящего на душу старья, которому срок пришел, ибо  дворец тот - злого колдуна, тюрьма души… прочистились Авгиевы конюшни…
Впрочем, так же можно не видеть в  скульптуре ничего, кроме  «драгметалла» , и ценить ее лишь по весу, и  ведь мигом «на фиксы пойдет». Не будем останавливаться на дальнейшем рассмотрении феномена варварства.

  Дополните сами.  Так же, как и молитва, и медитация - истинная сказка ПРИЧАЩАЕТ МИРУ В ЕГО ЦЕЛОСТНОСТИ,  потому что мир предметов и вещей, обыденности - только узкий срез мироздания. Сказка возвращает широкую перспективу, приоткрывает более широкое  вИдение, продвигает его  к полноте и высоте охвата мира -  охвата, включающего и духовные законы мира.  Она открывает двери из урезанности обыденного восприятия, когда обращают внимание лишь на рассудочную и материальную стороны мира.
 Истиная сказка - причащает к тем сторонам целостности бытия, к тем его силам, которые этот мир еще только творили и создавали!
В настоящей сказке важно даже не только и не столько то, что она помещает нас в другую реальность, которая формирует в душе новые органы «видения за деревьями леса», а за вещами - их более глубокого смысла.
Сокровенный смысл сказки открыт  и выражен самим ее названием.- С К А З - К А. - ПРОЦЕСС   СКАЗА дает нам  силу перехода от профанного видения к  вышнему огляду.
Сказка формирует подъемную силу души, ключ к  высокому видению реальности, ключ, которым тогда владеем мы сами, без посредников и дозволяющих-наделяющих инстанций любого авторитарного рода!
 Не кто-то, не по чьему-то ученому, или рукоположенному, позволению можем мы тогда  смотреть на вещи другими глазами и видеть их с более высокой точки зрения - а сами обретаем способность  усматривать в них высшее.
Здесь - важное: сказка, настоящая сказка  не повествует о сотворении мира, не показывает это на экране в образной форме,  оставаясь все же как бы сбоку,  и взирая со стороны на мировой процесс,  не  рассказывает, как миф, о его сотворении.
А именно производит внутри тебя самого  этот процесс сотворения мира, может быть, какой-то его  части, ПРИЧАЩАЕТ этому процессу.
Разница в том, что миф - хотя и в образной форме - РАССКАЗЫВАЕТ о чем-то, дает КАРТИНУ - при этом все же оставляя нас здесь, а картину - там, перед взором нашего сознания, может быть, глубоко нас захватывая - но все же мы остаемся при этом в себе, а миф- как бы декорирует собой мир вокруг нас.
Истинная сказка МЕНЯЕТ НАС,  а не прибавляет мир образов вокруг, не несет какую-то «информацию», «сведения об окружающем мире». Она рассказывает о тебе, о структуре твоей же души, только - при помощи образов внешнего мира. Так же как вода или пища, утоляя жажду и насыщая, меняет наше состояние - и потому  мир впоследствии вокруг также является нам иным.  Но изменилось не окружение, а глаза наши прозрели, и свет,  до того светивший, но не видимый  нам, стал доходить до нашего сознания.
Истинная сказка - это не плетение пестрых косичек  и фенечек из ниточек-образов фантазии. Она подобна пище, насыщающей душу, и дающей ей прорасти внутри самой себя к высшему. Учат ли нас чему-то ноги или руки? - Да, скажет кто-то - они учат нас тому , что  такое ходить, бегать, брать и отдавать… - Но это не такое учение, которое идет через «понял - сделал».
И потому настоящие сказки  сродни детству, что они- сказки - продолжают действовать в нас, - но не как прообразы, встроенные железные можели поведения, а как глаза, открывающие новые стороны нас самих для нас - оказывается, у меня это есть! Оказывается - у меня есть в душе эта сторона!- обнаруживает ребенок, прослушивая сказку. И потом он просит раз за разом ее повторять и повторять, - как пианист раз за разом проигрывает музыкальный пассаж, пока не овладеет способностью его играть без запинки, а потом - уже при помощи этого пассажа - что-то выражать большее…
 Делать, как в ДЕНЬ ВОСЬМОЙ творения, который длится, продолжая само это творение - в каждом детстве, и каждом ребенке. И в нас, взрослых, коли мы им еще причастны. Короче говоря, сказка возвращает жизни ЦЕЛОСТНОСТЬ - ис-целяет полнотой причастия к цельности бытия мира... настоящая сказка. -
-------------
Так  что же такое настоящая сказка????- сказали мне прочтя эту статью многие… Мы ничего не поняли… - «Давным-давно, в некотором царстве, в некотором государстве, жили-были…»
СКАЗКА - ЭТО ТЫ.



[1] Блинами от него не отобьешься! - но это не усвоено, и отбиваются от «волков»- жизненных неурядиц нынешние «детишки» при помощи материнского начала,  -«молочка», только из-под бешеной коровки, по мужски, или при помощи поедания сладостей и приятностей (я этого достойна) по женски… Все механизмы выработки зависимостей здесь. А спасся-то тот козленок, что спрятался в ЧАСАХ, или в ПЕЧКЕ - по другой версии. - Там, где граница с другим миром…
Александр

Лев Толстой о бедствиях и патриотизме. Продолжение.

Лев Толстой
КОНЕЦ ВЕКА
Заключение

Жизнь людей только в том и состоит, что время дальше и дальше открывает скрытое и показывает верность или неверность пути, по которому они шли в прошедшем. Жизнь есть уясняющееся сознание ложности прежних основ и установление новых и следование им. Жизнь человечества, так же как отдельного человека, есть вырастание из прежнего состояния в новое. Вырастание же это неизбежно сопровождается сознанием своих ошибок и освобождением от них...

Большинство русских людей ясно видят, что причина всех претерпеваемых ими бедствий — повиновение власти и что русским людям предстоит одно из двух: или перестать быть разумными, свободными существами или перестать повиноваться правительству.

И то же самое, если и не видят теперь из-за суеты своей жизни и обмана самоуправления, то очень скоро увидят народы Европы и Америки. Участие в насилии правительств больших государств, которое они называют свободой, привело и ведет их к все большему рабству и к бедствиям, вытекающим из этого рабства. Увеличивающиеся же бедствия неизбежно приведут их к единственному средству избавления от них: прекращению повиновения правительствам и, вследствие прекращения повиновения правительствам, уничтожению государственных насильнических соединений.

Для того чтобы совершился этот великий переворот, нужно только, чтобы люди поняли, что государство, отечество есть фикция, а жизнь и истинная свобода есть реальность: и что поэтому не жизнью и свободой надо жертвовать для искусственного соединения, называемого государством, а ради истинной жизни и свободы — освободиться от суеверия государства и вытекающего из него преступного повиновения людям. В этом изменении отношения людей к государству и власти — конец старого и начало нового века.

http://www.marsexx.ru/tolstoy/tolstoy-konec-veka.html..

а воз и ныне там...
Александр

Лев Толстой о бедствиях и патриотизме

Для избавления людей от тех страшных бедствий вооружений и войн, которые они терпят теперь и которые всё увеличиваются и увеличиваются, нужны не конгрессы, не конференции, не трактаты и судилища, а уничтожение того орудия насилия, которое называется правительствами и от которых происходят величайшие бедствия людей.
Для уничтожения правительств нужно только одно: нужно, чтобы люди поняли, что то чувство патриотизма, которое одно поддерживает это орудие насилия, есть чувство грубое, вредное, стыдное и дурное, а главное — безнравственное. Грубое чувство потому, что оно свойственно только людям, стоящим на самой низкой ступени нравственности, ожидающим от других народов тех самых насилий, которые они сами готовы нанести им; вредное чувство потому, что оно нарушает выгодные и радостные мирные отношения с другими народами и, главное, производит ту организацию правительств, при которых власть может получить и всегда получает худший; постыдное чувство потому, что оно обращает человека не только в раба, но в бойцового петуха, быка, гладиатора, который губит свои силы и жизнь для целей не своих, а своего правительства; чувство безнравственное потому, что, вместо признания себя сыном бога, как учит нас христианство, или хотя бы свободным человеком, руководящимся своим разумом, — всякий человек, под влиянием патриотизма, признает себя сыном своего отечества, рабом своего правительства и совершает поступки, противные своему разуму и своей совести.
Стоит людям понять это, и само собой, без борьбы распадется ужасное сцепление людей, называемое правительством, и вместе с ним то ужасное, бесполезное зло, причиняемое им народам.
Александр

Письмо Марии Шаскольской

Оригинал взят у sergey_ivashkin в post
Здравствуй, Сергей Петрович, и здравствуйте, все другие друзья!

Мне стоило бы это письмо отправить на четыре дня раньше – когда напечатали в «Русском вальдорфе» письмо из Киева. Сразу захотелось на него откликнуться, но как-то слова не сразу сложились, потому что на каждый тезис тут же появлялся антитезис. И немногочисленные комментарии к письму это и показали. Что же делать в школах, когда пылают покрышки и люди убивают людей? Видеть или не видеть? И как смотреть и как видеть? И что детям говорить? А уж про эзотериков – особенно интересно читать.Collapse )